Выделяют следующие формы насилия в отношении детей:

Формы психологического насилия:

• отвержение (действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство);

• терроризирование (угроза причинить ребенку физический вред, постановка перед ребенком сверхсложных задач с угрозой наказания за их невыполнение);

• изоляция (необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками);

• эксплуатация/развращение (побуждение к антисоциальному поведению: преступной деятельности, проституции, порнографии, употреблению наркотиков);

• игнорирование (отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка, формальное взаимодействие с ребенком).

Формы физического насилия:

включают такие действия как битье, пинки, укусы, ожоги, резкие толчки или нанесение ребенку физических повреждений другими способами.

Формы сексуального насилия:

предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демонстрация гениталий, мастурбация взрослого в присутствии ребенка, оральный секс, вагинальное или анальное проникновение каким-либо объектом или предметом, включая пальцы или пенис, демонстрация порнографии и использование ребенка в порнографических целях, принуждение ребенка к сексуальному поведению с животным, вуайеризм, сексуальная эксплуатация ребенка с целью получения выгоды в денежной или иной форме.

Пренебрежение потребностями ребенка означает неспособность родителей реагировать на нужды ребенка и включает отсутствие заботы о его физическом состоянии, о получении им образования и эмоциональную безучастность.

• Отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка:

отсутствие контроля над ним; родители не заботятся о его здоровье, оставляют его, выгоняют из дома или отказываются принимать домой ребенка, который сбежал и вернулся.

• Пренебрежение образованием ребенка:

ребенок часто опаздывает в школу и часто пропускает занятия; родители утром не будят ребенка в нужное время, чтобы он успевал к началу занятий; родители не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка и др.

• Заброшенность здоровья ребенка:

отсутствует систематическая диспансеризация ребенка, необходимая в его возрасте; родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур или избегают их; ребенку не покупают необходимые лекарства; не обращают внимания на соматические жалобы и вовремя не обращаются к врачу.

• Эмоциональная безучастность родителей:

нежелание или неспособность установить с ребенком прочную привязанность и оказывать ему психологическую поддержку; супружеское насилие в присутствии ребенка; в позволение ребенку принимать алкоголь или наркотики; равнодушное отношение, игнорирование, отсутствие одобрения, нежелание эмоциональной близости с ребенком; вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания его такими словами как «дебил», «тупица», частые выражения сомнения в интеллектуальных возможностях, в том числе публичные, понижающие самооценку ребенка, экстремальные и нетипичные формы наказаний – запирание его в темном туалете, пассивное лишение любви и др.

Жестокое обращение с детьми и его последствия:

Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам.

На практике бывает сложно отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который совершенно необходим при общении с маленькими детьми. Различия между этими двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла быть нормальной, если у родителя не было "задней" мысли, которую обычно чувствует ребенок), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать "нет".

Обычно жертвами сексуального порочного отношения являются дети моложе 12 лет, но чаще всего – в возрасте 3-7 лет. Маленький ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил о том, что произошло (т.е. заключить с ним договор "молчания"). Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок не сможет описать все произошедшее словами. Поскольку фантазии маленького ребенка зачастую смешаны с реальностью, то его рассказу, вероятно, не поверят, даже если он что-то об этом сообщит.

Помимо физических симптомов, признаками перенесенного сексуального насилия являются также различные изменения в поведении ребенка.

Изменения в проявлениях сексуальности:

• чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

• поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

• соблазняющее поведение по отношению к другим детям, а также взрослым противоположного пола;

• сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего шеольного возраста);

• необычная сексуальная активность;

сексуальное использование младших детей, трение половыми органами о тело взрослого.

Изменения в самосознании ребенка:

•снижение самооценки;

• мысли о самоубийстве и его попытки.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

• боязнь оставаться в помещении наедине с неким определенным человеком;

• боязнь раздеваться (например, ребенок может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием либо снимать нижнее белье во время медицинского осмтора);

• головная боль, боли в области желудка и сердца.

Самая тяжелая по своим последствиям форма сексуального насилия – это инцест, или кровосмешение, когда сексуальное насилие по отношению к ребенку совершается его близким родственником. Подобного рода сексуальные злоупотребления являются признаком нарушенного функционирования семьи.

Следует отметить, что дети, ставшие свидетелями насилия в семье, испытывают те же чувства, эмоции и последствия, что и пострадавшие от насилия.

У таких детей наблюдаются нарушения физического и психического развития, которые проявляются следующим образом.

Они:

• отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;

• позже начинают ходить, говорить, реже смеются;

• значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки;

• часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом;

• у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Психологические особенности:

• часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. Или чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками;

• любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения;

• несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии);

• низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;

• высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Социальные последствия:

• трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.;

• пристрастие к алкоголю, наркотикам; они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия;

• проституция, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи; они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.