Агрогородок Мотоль, что в Ивановском районе, – это центр Полесья, родина первого президента Израиля, кулинарный фестиваль «Мотальскія прысмакі», а еще особое внимание к свадьбам: здесь их уже несколько сотен лет проводят по древнему сценарию предков. Понаблюдали за обрядом «Вясельны каравай» и узнали секрет популярности мотольского хлеба.
Вместе с Samsung Galaxy S10+ мы продолжаем исследовать мистическую сторону нашей страны в проекте «Ад краю да краю», отправляясь в те уголки Беларуси, где до сих пор верят в потусторонние силы.
Изюм – для многодетности, а водка – для задабривания свадебного духа
Полесский агрогородок Мотоль сложно назвать глубинкой. И так было всегда: при любой власти мотолянам не давала пропасть предпринимательская жилка.
— В начале прошлого века наши кожухи заказывали себе и партийные работники, и модники из Франции. А сегодня отсюда на экспорт едут колбасы и рыбные изделия. Еще у нас работают три пекарни, кондитерский цех, три десятка больших и маленьких магазинов (даже компьютерный есть). А еще, наверное, у каждого четвертого из почти четырех тысяч жителей есть свое авто, — рассказывает директор Мотольского музея народного творчества Ольга Кульбеда.
Отдельное место в жизни мотолян занимают обряды и традиции. Самый старинный и любимый — обряд выпечки свадебного каравая.
— Обряд проводят так же, как это было 200-300 лет назад. Накануне свадьбы с самого утра в домах жениха и невесты стоял переполох: там собирались самые уважаемые замужние женщины деревни — каравайницы. Среди них не было вдов, разведенных или бездетных. Таких попросту не приглашали на обряд, так как верили, что их судьба может повлиять на благополучие молодой семьи. Главной каравайнице (крестной матери жениха или невесты) поручали приготовить опару для будущего теста. Миску, в которой смешивали продукты, ставили на стол в красный угол, где висели иконы: чтобы само небо помогало в этом деле, — вводит в курс дела главная каравайница Эльмира Котковец.
Эльмира ловко размешивает дрожжи в молоке. Для выпечки используют муку, яйца, масло, сахар, освященную воду и немного водки (с ее помощью задабривают свадебного духа и продлевают срок годности хлеба). Другие ингредиенты будущего каравая тоже имеют свой смысл. Так, ни в коем случае нельзя засыпать в массу соль, чтобы в семейной жизни не было соленых слез. Для плодовитости в тесто бросают большую пригоршню изюма, масло же — чтобы супруги быстро разбогатели.
«Каравай можно месить только кулаками»
Тем временем каравайницы достают бумагу, из которой будут мастерить цветы-украшения.
— Говорят, если в процессе раздачи каравая человеку достанется такой цветочек, он обязательно принесет обладателю счастье. Да и весь наш мотольский каравай счастливый. По себе знаю: на моей свадьбе такой был, потом его делали для двух дочек и сыночков, а еще старшим внукам – и хорошо все живем, дай бог, – говорит одна из старейших каравайниц Анна Жихович.
Еще одна участница обряда Ирина Мистюкевич счастлива в браке семь лет. Говорит, на их отношения тоже «работает мотольский каравай»:
— К нашей свадьбе его целенаправленно пекли: муж настоял на этом. Для его семьи это не просто красивая традиция. Уже после свадьбы сама освоила рецепт выпечки. Не так давно женился младший брат мужа, меня как счастливую жену позвали к ним в каравайницы.
Каравайницы месят тесто около получаса, на их лбах проступает пот. Убирать руки от теста, пока не закончишь работу, нельзя — плохая примета: якобы это может спровоцировать развод молодых. Также ни в коем случае нельзя месить тесто открытой ладонью, исключительно кулаками. А иначе, верят местные, свекровь и невестка будут относиться друг к другу холодно.
«Печем на заказ десятками»
В последнее время все больше людей хочет присоединиться к традиции мотолян: сюда специально приезжают из других городов, чтобы сыграть свадьбу по местному сценарию. Популярным сезоном считается время после Успенского поста: в августе каравайницы еженедельно пекут свои дары десятками.
Самая оригинальная деталь каравая — «шишки», которые выпекаются отдельно. Для их изготовления от плодовых деревьев (груш, вишен, яблонь) отламывают ветки. Каждую из веток по спирали оборачивают полоской теста, а потом отправляют в печь
— Накануне церемонии жених со своим караваем всегда приезжал к невесте, и «шишки» переставляли. С каравая девушки снимали трехрогое украшение и отправляли его на угощение жениха. Взамен на пирог невесты ставили двурогие ветки. Такой обмен означал, что в одном роду прибыл новый человек, а в другом – покинул его, — растолковывает Эльмира.
Момент нахождения теста в печи очень ответственный: нельзя, чтобы каравай «упал» и стал похож на блин — тогда хорошего брака не жди. Хуже только если булка треснет и расколется — по поверьям, это предвещало скорую смерть одному из супругов.
— На мой взгляд, тут дело не столько в каравае, сколько в том, что люди, которые пекут, украшают, а потом его едят, абсолютно все делают с хорошими мыслями и намерениями. И добро, которое витает в воздухе, заряжает, дает особый импульс для счастливой жизни, — резюмирует Эльмира.