- Разве ж это деревня! - воскликнул наш водитель, когда мы вкатились на деревенскую улицу Мотоля. Современные коттеджи, обитые сайдингом, десятки магазинов, на главной площади - универмаг, два кафе и двухэтажная гостиница. Ивановский район Брестской области, 340 километров от Минска, полесская глушь - и тут такое!
- А еще у нас есть две больницы, своя ветлечебница и рыбный цех, - рассмеялся нашим удивленным взглядам председатель сельсовета Сергей Пилипович.
- У нас же 4000 человек живет - побольше, чем в некоторых районных городах. Молодежи много, многодетных семей тоже. Школьников 515 человек, а в детском саду - 129 ребятишек. Из Мотоля не уезжают ни молодые, ни старые!
Сергей Николаевич и директор Мотольского музея народного творчества (а в Мотоле аж четыре музея! - Авт.) Ольга Кульбеда согласились быть нашими экскурсоводами по необычной деревне.
В ДУБЛЕНКАХ ИЗ МОТОЛЯ ЩЕГОЛЯЛА ПАРТИЙНАЯ ВЕРХУШКА СССР
- Мотоляне всегда были зажиточными, еще с XV века. Когда в деревню приезжала Бона Сфорца, крестьяне ее встречали не в лаптях, а в сапогах и черевичках, - Ольга Григорьевна ведет нас по цветущим улочкам деревни.
Пахнет сиренью и пионами. Где-то вдалеке дерут горло петухи. То тут, то там виднеются желтые хаты с резными окнами - типичные дома в Мотоле. Но стоят они не по-деревенски плотно.
- Земля кормила деревню, но никогда не была основным источником дохода. Поэтому и участки небольшие, - объясняют мои экскурсоводы. - Мотоль знали везде из-за местных ремесленников и предпринимателей. У нас народ мастеровой и предприимчивый, всегда нос по ветру держит.
- У нас говорят: “А дэ тое Иваново? Шо коля Москвы? Не, шо коля Мотоля”, - на чудном говоре добавляет Сергей Николаевич.
- Раньше очень были популярными наши рушники, их в каждой хате ткали, - приглашает нас в гости 69-летняя ткачиха Мария Васильевна. В небольшой комнатке современного дома с микроволновкой и вай-фай-роутером, - деревянный ткацкий станок, словно доставленный на машине времени.
- На кроснах мы тчэмо на пэрэбор, - на мотольском диалекте объясняет Мария Васильевна технологию производства старинных рушников, которые словно вышиты гладью. - Как-то мои рушники возили в Италию на сувениры, так там не поверили, что это ручная работа!
А в советское время бешеную популярность Мотолю принесли «кожухи» - едва ли не вся партийная верхушка щеголяла в мотольских овечьих дубленочках!
- Заказов было море - от Беларуси до Дальнего Востока! Тогда у нас в каждой хате был цех. По ночам работали, потому что днем работа была в колхозе, - объясняет 78-летний мастер по кожухам Степан Малич. Он ведет нас в небольшую комнатку со швейной машинкой, где под потолком на перекладине висят готовые коричневые кожушки. - У людей по 80 тысяч рублей на книжках лежало. Многие заработали на этом будь здоров!
Но потом в моду вошли турецкие дубленки, и теперь кожухи в Мотоле шьет пара мастеров - да и то по особым заказам.
- Мотоль на спрос реагирует очень быстро. Как только что-то не покупается, так сразу же у нас это дело сворачивают, - объясняет Сергей Николаевич. - После развала СССР в моду вошли акриловые платки - и почти все в Мотоле стали их ткать. Денег тогда заработать было нереально. Поэтому разменной монетой и были эти платки. За них даже телевизоры покупали.
КОЛБАСА СО СТОЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ
- У нас полсотни индивидуальных предпринимателей и 28 частных предприятий, - говорит Сергей Николаевич, когда мы едем мимо магазинов с одеждой, автозапчастями, продуктами и даже компьютерами. В Мотоле делают заборы, чинят авто, шьют - в общем зарабатывают всем, чем возможно.
К примеру, мотолянин Павел Райкевич до сих пор делает по дедовской технологии лодки-плоскодонки. Говорит, отбоя от покупателей нет, хотя одна лодка стоит ни много ни мало - 500 долларов. Василий Куркач мастерит мини-тракторы для приусадебных участков.
- Я же говорю: народ предпримчивый, - улыбается Сергей Николаевич. - Даже на пенсии не сидят без дела. Вот Сергей Малич с женой вышли на пенсию - и агроусадьбу организовали «Лявониха у Ясельды». Люди к ним приезжают со всего света.
- Неужто все у вас тут частники?
- Есть и государственные предприятия. Например, ОАО «Агро-Мотоль» - можно сказать, градообразующее предприятие, здесь работают почти 600 человек.
Но даже колхоз в Мотоле сильно отличается от обычных: здесь разводят элитные семена картофеля, кукурузы и зерновых.
- Сегодня по качеству молока ждем комиссию из Евросоюза. Поэтому все немного волнуются и переживают,- говорит директор ОАО «Агро-Мотоль» Вячеслав Кашталян. - А что касается молодых специалистов, то правда - они остаются. Приезжают к нам и из ближайшего Иваново, и из Гомельской области.
Правда, средняя зарплата сейчас около 4,5 миллиона, но руководство говорит: будем повышать.
Частники с колхозом не конкурируют. У них своя ниша - колбасная, рыбная и хлебная. Два из трех колбасных цехов здесь частные, рыбный цех и хлебопекарня - тоже.
- Попробуйте кусочек, сразу поймете, что это мотольская колбаса, - угощают нас в колбасном цеху фермерского хозяйства Минюка.
Мотольские колбасы имеют почти столетнюю историю - колбасные цеха появились здесь после того, как 31-летний Степан Минюк получил в 30-х годах прошлого века специальную лицензию ремесленной школы в Бресте. Именно он первым в Мотоле начал делать колбасу на продажу. Правда, потом его предприятие национализировали. И только в 90-е здесь появились частные цеха. И организовали их потомки того самого Степана Минюка.
- Да, это был мой двоюродный прадед, - не без гордости показывает диплом прадеда внучатый племянник знаменитого мотолянина Андрей Иванович. У них настоящий семейный бизнес, в котором заняты жена, дети и даже внуки – они помогают клеить этикетки. - Мы стараемся готовить колбасу только по дедовским рецептам. Из добавок у нас чеснок и кориандр.
- Колбаса должна быть натуральной, - говорят в фермерском хозяйстве. - В хорошие времена мы выпускали 2,5 тонны колбас в день. Колбаса идет по всей Беларуси и даже в Россиию. Сейчас работу немного подкосила африканская чума: из-за нее в Польше не можем сырье купить. Но, думаем, справимся.
- Наверняка… Вы посмотрите, какие авто! - восклицает наш водитель, когда из-за поворота по проселочной дороге неспешно едет дорогой кабриолет. Дорогих автомобилей здесь, к слову, много - на улицах Мотоля мы видели Mercedes-Benz S-класса, Mercedes-Benz Gelаndеwagen. Стоимость таких авто может доходить до 100 тысяч долларов.В деревне предпринимателей, которые делают колбасу, называют «коўбасныки». Говорят, что они зарабатывают ого-го!
- Откуда ж такая не типичная для белорусов предприимчивость? - удивляюсь после экскурсии я.
- Есть версия, что мотолян бизнесу и предпринимательству научили евреи, - объясняют мои экскурсоводы. - Ведь здесь до войны жило 1,5 тысячи евреев - третья часть населения. Но фашисты всех расстреляли, никого не осталось... А деловая жилка сохранилась.