«Мне говорят, нужно дальше жить ради детей, у меня их двое. Но последние полтора года я жила ради восстановления честного имени моего мужа», — признается Лариса, жена водителя, погибшего из-за нарушения строителями правил безопасности. Она судилась с госорганизацией, выполнявшей работы на дороге. По вине строителей кабель линии электропередач срезал кабину грузовика, в котором ехали ее супруг Андрей и старший сын Максим. Мужчина погиб на месте, 10-летний мальчик чудом не получил физических травм. «Андрея много раз оболгали, обвиняли во всяких нарушениях: от алкоголя до невнимательности. Все, как выяснилось в суде, неправда. Сейчас для меня и моей семьи очень важно рассказать, как все было на самом деле», — добавляет женщина.

Рабочая поездка и происшествие

В тот день, в середине ноября 2018 года, Андрей решил помочь товарищу и по его просьбе взял подработку. Необходимо было с помощью ассенизационной машины очистить канализацию частного дома в агрогородке Мотоль (Ивановский район Брестской области), а после заехать к очистным сооружениям. Тридцатилетний мужчина взял с собой старшего сына — мальчик интересуется техникой, и такие совместные поездки периодически случались. Несчастье произошло на дороге, ведущей к стокам и проходящей через участок леса. Автомобиль ГАЗ-53 три раза беспрепятственно проехал в сторону слива и обратно (понадобилось две ходки).

Водитель грузовика уже направлялся домой, когда все случилось. Максим при выезде из леса смотрел на мужчину в красной жилетке — тот залез на столб и чем-то там занимался. «Мы выехали из леса, и произошел удар, лопнуло стекло, — рассказывал следователям мальчик. — Мы остановились, с этого момента я ничего не помню». «Автомобиль зацепился передней частью кабины за провисший провод линии электропередач», — так было сказано об этом моменте в сообщении СК.

Как видно на фотографиях с места происшествия, кабель буквально срезал стойки кабины грузовика, крыша сложилась. Водитель погиб на месте. Ребенка на пассажирском сиденье чудом не зацепило ни кабелем, ни фактически упавшей в салон крышей. Физических травм мальчик не получил, а о тяжести травмы психологической можно только предполагать. «После случившегося позвонил телефон, он лежал в левом кармане кофты отца. Тогда я еще был в кабине, — рассказывал Максим следователям. — Я ответил на звонок. Помню, что звонила мама. Но о чем я с ней разговаривал, не помню. Что происходило дальше, я не могу описать».

Как оказалось позже, в тот момент на дороге проводились работы по устранению негабаритов в линии электропередач. На момент происшествия провод был обесточен, что во многом спасло мальчика. Вопросы к организации работ возникли сразу: вскоре после случившегося СК заявил о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 303 УК РБ — «Нарушение правил безопасности строительных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека». На протяжении более полутора лет представители госорганизации под названием филиал «Механизированная колонна №87 ОАО „Западэлектросетьстрой“» пытались доказать, что в произошедшем виноват сам водитель.

Техника безопасности или ПДД?

Районный суд установил: начальник участка Валерий (1963 г. р.) на объекте «Устранение негабаритов на участках опор» при организации демонтажа и монтажа провода действовал небрежно, не предвидел опасности последствий, не выполнил правил техники безопасности (пять ТКП). А именно: не подготовил участок для безопасного выполнения работ, допустил на производственную территорию посторонних лиц; не обеспечил: установку сигнальных ограждений и знаков, выполнения подготовительных мероприятий до начала работ, остановку движения, поднятие для пропуска транспорта провода воздушной линии, выставление на расстоянии 100 метров в обе стороны сигнальщиков. Все это необходимо было сделать в условиях, когда провод провисал на высоте 1,8 метра от земли. Такая организация работ могла быть опасной и для строителей.

Валерий обжаловал приговор. По его мнению, к несчастью привели действия самого водителя ГАЗ-53. Начальник участка считал, что мужчина нарушил ПДД. В частности, не принял меры к снижению скорости движения вплоть до остановки при возникновении препятствия, которое водитель в состоянии обнаружить, а также двигался на автомобиле с неисправной рабочей тормозной системой (стояночный тормоз был в норме).

Начальник участка посчитал, что в его обязанности не входила установка сигнальных ограждений и знаков безопасности, траты на эти меры не были учтены в проектно-сметной документации и технологических картах. Упоминается и то, что полевая дорога не была предусмотрена в проекте. Защищаясь в суде, представители строительной организации сделали вывод, что участок местности, по которой ехал ГАЗ, с технической точки зрения не является автодорогой. А следовательно, по их логике, на него не распространяются требования ТКП, в которых прописаны действия только при пересечении линии электропередач с автодорогами (на самом деле, согласно 7.15.4.1 ТКП 427, со всеми транспортными путями. — Прим. Onliner).

О слухах и фейках

Сигнальщики

Валерий уверял, что в дополнение к своим обязанностям выставил сигнальщиков. В сети даже появилась схема, якобы демонстрирующая их расположение.

Согласно решению суда схема не соответствует действительности
Согласно решению суда схема не соответствует действительности

«Однако этих сигнальщиков свидетели, проезжавшие мимо незадолго до происшествия, не видели, — указывала в ходатайстве Лариса. — На суде один из предполагаемых сигнальщиков утверждал, что, мол, отошел по нужде, другой якобы ушел посмотреть, как опускается трос, и оставил флажок в кустах. Других работников колонны видели в агрогородке Мотоль в магазине, по внешним признакам — нетрезвыми. Сразу после трагедии в спешном порядке они покинули место ЧП. Позже утверждали, что вообще работали на другом участке».

В приговоре содержится следующая фраза: «обвиняемый не обеспечил выставление на расстоянии 100 метров в обе стороны от места пересечения воздушной линии с дорогой для предупреждения водителей транспорта сигнальщиков».

Скорость

Широкое распространение среди электромонтеров и организаций, связанных с электрообеспечением, получил еще один слух — якобы у водителя была возможность заметить провод.

Согласно решению суда информация о мерах не соответствует действительности
Согласно решению суда информация о мерах не соответствует действительности

Во время следственного эксперимента определили, что кабель можно было заметить при движении на скорости 27 км/ч — якобы грузовик ехал медленно. Это значение указал свидетель, который представлялся тем самым сигнальщиком, что пошел смотреть, как опускают трос. Ранее он говорил следователям о движении ГАЗа с максимально разрешенной на той дороге скоростью 60 км/ч.

В материалах дела сказано следующее: «лишь после того, как значение скоростного фактора стало полностью понятно обвиняемому, показания четырех свидетелей и самого Валерия резко изменились».

Мобильник

Обвиняемый делал ставку на еще один момент — мол, водитель отвлекся от управления на звонок мобильного телефона. Это предположение стало поводом для очередного фейка.

Согласно решению суда выделенная информация применительно к рассматриваемому делу не соответствует действительности
Согласно решению суда выделенная информация применительно к рассматриваемому делу не соответствует действительности

Этот момент мы попросили прокомментировать саму Ларису, потому как звонок, о котором идет речь, поступил именно от нее:

«О том, что ребята уехали на грузовике, я не знала. Старший сын прибегал сказать, что пойдет „поможет“ папе. В то время я готовила на кухне. Через какое-то время обнаружила, что дома закончился кетчуп, и позвонила мужу. Он не ответил. Набрала еще раз — тоже безрезультатно. Вскоре поступил обратный звонок. Я подняла трубку и услышала только крики, плач ребенка, фразу „папа, что с тобой?“. Тогда я выбежала на задний двор, рассчитывая на то, что они там. Я кричала в трубку и надеялась, что мне ответят, но поняла — меня не слышат. Я сбросила вызов и перезвонила. На пятый гудок ответил Максим. Он сказал, что они попали в аварию, и описал место, где все случилось. Тут же телефон кто-то забрал, мужской голос сказал, что соболезнует мне. Как я поняла на суде, это был тот человек, который представился сигнальщиком, — тем, что отошел по нужде. Я приехала туда еще до появления скорой помощи. Взявший трубку мужчина был единственным человеком, который был рядом с сыном до моего приезда».

По словам Ларисы, в ходе судебных заседаний следователь сообщил ей, что большинство неправдивых комментариев писали сотрудники электромонтажных организаций.

Областной суд оставил приговор без изменений: Валерий признан виновным в нарушении правил безопасности строительных работ, повлекшем по неосторожности смерть человека. В качестве наказания назначены 2 года лишения свободы в колонии поселения с лишением права занимать руководящие должности на 4 года. Мужчина был освобожден от отбывания наказания на основании закона об амнистии, судимость была снята. Организацию «Западэлектросетьстрой» обязали выплатить в пользу потерпевшей семьи компенсацию морального вреда.

«За полтора года обвиняемый — и в принципе никто из руководства госструктуры — не попросил прощения, не выразил соболезнования, — констатирует Лариса. — До конца мая никаких платежей в наш адрес не поступало». Для ухода за детьми женщина была вынуждена уйти с работы, сейчас семья существует на пенсию в связи с потерей кормильца.

Источник: onliner.by